10. Участникам с ОВЗ и их родителям — полезная информация
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды (далее – выпускники с ОВЗ) проходят ГИА-11 в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
Выпускники с ОВЗ также могут выбрать единый государственный экзамен (ЕГЭ) как форму государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА-11 (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400).
Кто относится к выпускникам с ограниченными возможностями здоровья
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Таким образом, выпускнику с ОВЗ для получения права выбора формы ГИА-11 (ЕГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в ПМПК.
Обращаем Ваше внимание на то, что детям-инвалидам и инвалидам при прохождении ГИА-11 на базе общеобразовательных организаций достаточно предъявление только справки об инвалидности установленного образца.
После получения соответствующего заключения ПМПК выпускник с ОВЗ получает право выбора формы ГИА-11 и вместе с родителями определяет, какие экзамены он будет сдавать и в каком формате (ЕГЭ или ГВЭ).
Заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи необходимо сдать не позднее 1 февраля текущего года.
Для того чтобы понять, есть ли у выпускника с ОВЗ право выбора между ЕГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов, необходимо получить соответствующее заключение ПМПК.
ВНИМАНИЕ! Не откладывайте обращение в ПМПК на последние дни!
Особенности проведения ЕГЭ для выпускников с ОВЗ.
ГИА-11 проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников с ОВЗ.
Это означает, что при проведении ЕГЭ в зависимости от имеющихся у выпускника ограниченных возможностей здоровья предусмотрены:
- меньшая наполняемость аудиторных помещений,
- увеличение продолжительности экзамена,
- присутствие ассистентов,
- наличие специального оборудования и т. п.
При проведении ГВЭ для выпускников с ОВЗ предусмотрены:
- увеличение продолжительности государственного выпускного экзамена на 1,5 часа;
- присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам с ОВЗ необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающего выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором;
- возможность использования необходимых технических средств.
В продолжительность ГВЭ не включаются перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур для выпускников с ОВЗ.
Подробная информация о требованиях к аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов содержится в методических рекомендациях Рособрнадзора.
ГВЭ проводится в пунктах проведения экзаменов (ППЭ), которые определяются муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, и утверждаются приказом министерства образования Нижегородской области.
На основании заключения ПМПК по согласованию с родителями (законными представителями) проведение ГВЭ для выпускника с ОВЗ может быть организовано на дому.
Обращаем Ваше внимание на то, что детям-инвалидам и инвалидам при прохождении ГИА-11 на дому необходимо предъявление справки об инвалидности установленного образца, а также заключения ПМПК.
Поступление в образовательные организации высшего образования выпускников с ОВЗ
При поступлении в образовательные организации высшего образования лица с ОВЗ при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.
Таким образом, заключение ПМПК, полученное выпускником до 1 февраля, необходимо будет представить в приемную комиссию ООВО.
Выпускник с ОВЗ, имеющий результаты ЕГЭ, поступает в ООВО на общих основаниях по конкурсу. То есть выпускные/вступительные экзаменационные испытания выпускник с ОВЗ проходит один раз и по результатам ЕГЭ поступает или не поступает в ВУЗ.
Выпускник с ОВЗ, который выбрал прохождение ГИА-11 в форме ГВЭ (не имеющий результатов ЕГЭ), сдает экзаменационные испытания дважды: в школе сдает ГВЭ, а в образовательной организации высшего образования проходит вступительные испытания, проводимые образовательной организацией высшего образования самостоятельно.
Обращаем Ваше внимание на то, что заключение ПМПК не освобождает выпускника с ОВЗ от ГИА-11 и не дает никаких льгот при поступлении в образовательную организацию высшего образования!
Рособрнадзор подготовил видеоролик об организации ЕГЭ для участников с ОВЗ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подготовила видеоролик, рассказывающий об организации единого государственного экзамена для участников с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей-инвалидов.
Обучающиеся с ОВЗ имеют право добровольно выбрать, в какой форме они буду проходить государственную итоговую аттестацию – в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) или государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
Между тем из года в год все больше участников, имеющих проблемы со здоровьем, выбирают не облегченную форму экзамена, а хотят сдавать ЕГЭ.
«Рособрнадзор постоянно ведет работу по созданию комфортных условий прохождения итоговой аттестации для выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Для многих из них учеба становится хорошим стимулом к жизни, позволяет заполнить ее чем-то интересным, поиском знаний, изучением окружающего мира. Нам важно, чтобы такие ребята чувствовали себя полноправными членами общества и имели такие же возможности учиться и сдавать экзамены, как и их здоровые сверстники»,— заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Видеоролик рассказывает, какие условия создаются при сдаче ЕГЭ для лиц с нарушениями зрения, слуха, инвалидов-колясочников и других категорий обучающихся с ОВЗ, какие дополнительные права они имеют, как подать заявление на участие в ЕГЭ, если у выпускника имеются проблемы со здоровьем, как должен быть оборудован экзаменационный пункт и что можно взять с собой на экзамен.
Ознакомиться с видеороликом можно на Youtube-канале Рособрнадзора.
Рособрнадзор разработал для школьников с ОВЗ тренировочные материалы по подготовке и сдаче ГИА
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в 2015 году завершила работу по созданию тренировочных материалов для участия в государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
«Мы стремимся делать все, чтобы дети с ОВЗ чувствовали себя полноправными членами общества и имели такие же возможности для учебы и прохождения итоговой аттестации, как и их сверстники. Проделанная работа позволяет обеспечить детей необходимыми материалами для подготовки и сдачи экзаменов как в письменной, так и в устной форме»,— отметил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Для подготовки к ГИА обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, были разработаны и опубликованы на сайте Федерального института педагогических измерений тренировочные сборники заданий по 14 учебным предметам. Они содержат задания, аналогичные тем, которые используются в экзаменационных материалах.
По ряду предметов тренировочные сборники для слепых участников ГИА представлены в формате, совместимом с программами экранного доступа для слепых пользователей (NVDA, JAWS). Бумажные версии 14 сборников тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ слепых и слабовидящих обучающихся переведены на шрифт Брайля и направлены в субъекты Российской Федерации.
Кроме того, были разработаны методические материалы для подготовки и проведения государственного выпускного экзамена (ГВЭ) для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в письменной и устной форме.
Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья создан банк заданий для ГВЭ-9 и ГВЭ-11 по 14 предметам, разработаны спецификации и демоверсии, которые уже прошли апробацию и доработку.
Тренировочные сборники для подготовки к ГИА обучающихся с ОВЗ