5. Допуск к ГИА-11 — итоговое сочинение (изложение)
Сроки
С
Итоговое сочинение вправе писать по желанию лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
обучающиеся
обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования
обучающиеся
В 2022-
Обучающиеся
Выпускникам прошлых лет для регистрации
Обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования для регистрации
Заявление
Писать итоговое сочинение (изложение) выпускники 11(12)-х классов будут
Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени. Участники будут писать работу
Во время проведения итогового сочинения (изложения) запрещается иметь при себе телефоны
Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако
Обучающиеся XI классов смогут ознакомиться
Выпускники прошлых лет, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального
Итоговое сочинение проводится
Особенности формулировок тем итогового сочинения 2021/22 учебного года
Итоговое сочинение,
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений
В соответствии
Ниже дается краткий комментарий
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание»
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
- соответствие открытым тематическим направлениям;
- обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы
не должны нацеливатьна литературоведческий анализ конкретного произведения); - обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
- нацеленность
на рассуждение (наличие проблемыв формулировке); - соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному
на написание сочинения (3 ч55 мин.); - ясность, грамотность
и разнообразие формулировок тем сочинений.
Темы сочинений станут известны выпускникам за
Формы заявлений
- Приказ министерства образования Нижегородской области от 18.11.2021
№ 316-01-63-2704/21 «О проведении итогового сочинения(изложения) в общеобразовательных организациях Нижегородской областив основной срок 2021–2021 учебного года» - Приказ министерства образования Нижегородской области от 18.11.2021
№Сл-316-01-63-2698/21 «Об утверждении графика внесениясведений в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся. освоивших основные образовательные программы основного общегои среднего общего образования, в2021–2022 учебном году» - Приказ министерства образования, науки
и молодежной политики Нижегородской области от 03.11.2021 №316-01-632578/21 «Об определении мест регистрациии утверждении форм заявлений гражданна участие в написании итогового сочинения (изложения), прохождение ГИА по образовательным программам среднего общего образованияи сдачу ЕГЭна территории Нижегородской области в2021–2022 учебном году» - Приказ министерства образования, науки
и молодежной политики Нижегородской области от 26.11.2018 № 2631 «Об утверждении Порядка организациии проведения итогового сочинения (изложения)на территории Нижегородской области»
- Приказ управления образования администрации Княгининского муниципального района от 19.11.2021 № 337 «О проведении итогового сочинения (изложения)
в общеобразовательных организациях Княгининского муниципального района Нижегородской областив основной срок2021–2022 учебного года»